Флипчарты и доски магнитно-маркерные

Мольберт из какого языка заимствовано

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Мольберт (от нем. Malbrett: доска для рисования) — подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. К вариантам мольберта относятся треножные мольберты, известные уже в античную эпоху, и мольберты, состоящие из вертикальных стоек, укреплённых на горизонтальном основании.

Поймём ли мы соотечественника из начала XIX века?

Для того чтобы сравнить язык и стиль позапрошлого столетия с речью нового времени, предлагаем «перевести» на современный русский письмо известного баснописца Ивана Андреевича Крылова об открытии Императорской публичной библиотеки, датируемое 1813-м годом:

«Друг! Когда ты в последний раз был в Питере, ты слышал, что готовится открытие Императорской публичной библиотеки и, думаю, помнишь свои рассуждения. Ты говорил, что само по себе это полезно, но открывать у нас такую библиотеку нет смысла: залы будут пустовать, а если кто и придёт, то только из любопытства. Пишу, чтобы переубедить тебя. Я работаю в библиотеке и сообщаю только то, что вижу. Здесь много молодёжи, которая проводит время с пользой, хотя могла бы без дела слоняться по улицам. Чтобы ты понимал, скажу, что за два месяца к нам записался 261 читатель, а ежедневная книговыдача составляет более 200 единиц. При этом среди запросов не найдётся и восьми развлекательных книг: спрашивают в основном научную и классическую литературу. Выходит, начальство старалось не зря. Приятно видеть, как народ приобщается к знаниям в новом образовательном пространстве».

А что же означают слова, которые мы упомянули в начале статьи? Драдедамовый — сделанный из драдедама, шерстяной ткани полотняного переплетения с ворсом. Шлафрок — длинный просторный домашний халат. А гонобобель — это хорошо знакомая нам голубика.

Как и обещали, самых любознательных ждёт тест по интересным словам русского языка!

Имена существительные общего рода. Кубан. Предупреждение ошибок при смешении рода существительных в кубанских говорах.

Цель: познакомить учащихся с понятием «имена
существительные общего рода.


Язык сформировался очень давно, претерпел много изменений и поэтому таит в себе
много интересных загадок, которые впрочем, можно разгадать.


Посмотрите на это предложение и скажите, уместно ли в нем данное обращение?

Ты
не знаешь даже простейших правил русского языка. Ух, невежа!


Посмотрите по толковому словарю значение слов «невежа» и «невежда».


Придумайте предложения, из которых был бы понятен смысл этих слов.


Итак, эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к
одному корню. Догадайтесь: к какому?

– Что
значит слово «ведати»? (Знать.)


Как, отталкиваясь от значения этого корня, можно объяснить сформировавшееся
значение слова «невежа»? (Человек, не знающий правил этикета.)


Какой корень в слове вежливый? Как можно объяснить значение этого слова? (Качество
человека, указывающее на знание правил этикета.)

2. Упражнения 229, 231.

3. Диктант (упражнение 233).

4. Итог урока.

Игра
«Кто больше?». Учащиеся должны назвать как можно больше существительных общего
рода.

упражнения 230, 232; подготовиться к диктанту.

Тема: Морфологический разбор имени существительного.

Как менялся русский язык

Первые памятники русской письменности датируются концом Х века, когда после крещения в 988 году Русь получила богослужебные книги из Болгарии. Они были написаны на старославянском языке, создателями которого считались Кирилл, Мефодий и их ученики. На Руси старославянские тексты редактировались под действием местных восточнославянских диалектов. Возникла русская редакция старославянского языка — церковнославянский язык. Кириллическое письмо использовалось не только в центрах книжности — монастырях. На нём создавались бытовые и торговые документы, постепенно грамотность распространялась в народной среде. Так возникла диглоссия — ситуация, когда один язык (церковный) дополнял другой (народный). Первый именовался церковнославянским, второй — древнерусским.

Две языковые стихии гармонично слились в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, которого справедливо считают создателем современного русского литературного языка, поэтом-реформатором. Пушкину удалось «подружить» слова высокого и низкого стиля, органично ввести в оборот заимствования, обогатить поэтический язык сокровищами народной речи, находками русского фольклора.
Крупная реформа лексики и орфографии пришлась на первые годы революции. Из речевого оборота ушли слова и выражения, связанные с ценностями старого мира, на второй план отошла, например, церковная и книжная лексика. На смену архаизмам пришёл новояз — язык сокращений и аббревиатур, характерный для документов советской эпохи. В декабре 1917 года вышел декрет Наркомпроса РСФСР о введении нового правописания. Отменялись некоторые буквы дореволюционной азбуки: «еры», «яти», «ижицы». Менялись в сторону упрощения отдельные правила орфографии. Язык развивался вместе с обществом. Научно-технические открытия, изменения в быту приводили к появлению огромного числа неологизмов. На литературном языке заговорил весь народ, из-за чего различия в диалектах стали стираться. Русский язык постепенно стал средством международного общения.

Изначально мольбертом называлась основа картин, выполненных маслом на дощатых или медных щитах. Кроме византийских икон и египетских изображений времён позднего периода античности мольберты были впервые использованы в XI и XII веках в изготовлении алтарных подставок (лат. Retabulus) или занавесей (лат. Antependium) и в XVI веке вытеснены натянутым на деревянную раму холстом. Голландские художники, а также их подражатели продолжали, однако, рисовать на мольбертах и в более поздние периоды. В XIX веке в качестве мольбертов нашли своё применение и более устойчивые к деформации древесно-стружечные плиты.

Некоторые источники ошибочно утверждают, что слово Malbrett (мальбрет в правильной транскрипции) больше не используется в немецком языке. Более верным можно считать высказывание, что мольберт не используется в его первичном смысле. Однако в качестве подставки для рисования, например, надевающейся на шею, мольберты можно встретить в магазинах художественных принадлежностей.

Систематизация знаний о видах разбора

2. Знакомство с морфологическим разбором существительного

Обработка навыков морфологического разбора

Работа с различными орфограммами

3. Развитие речи.

Ход урока 1.

Запись под диктовку. По ходу объясняется правописание
слов.

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Задание: Выполним неполный синтаксический разбор:
найти грамматическую основу, расставить знаки препинания и схема.

Для чего знаки препинания? Правило расстановки. Даем
характеристику предложения.

4. По составу: засветила

Фонетический разбор: все

Стр.93-94 – самостоятельно читаем план разбора и
образец.

Учитель на доске, дети в тетради

Итак,
1) обозначает, отвечает

2) морфологические признаки

Ночь, лесной, ходьба, сердце, лестница, ночной,
вкусный, шоколад, радостный

Почему это существительное?

сформировать
умение определять морфологические признаки имени существительного и делать
морфологический разбор имени существительного.

Ход урока 2.

1. Словарный
диктант (по словам в рамках).

1) Что значит –
сделать морфологический разбор?

а) разобрать слово по составу

б) разобрать слово как часть речи

в) проанализировать орфограммы

2) Укажите
собственные имена существительные:

4) Укажите
одушевленные и неодушевленные имена существительные:

5) Укажите
существительные мужского рода:

6) Укажите
разносклоняемые существительные:

7) Укажите
существительные, имеющие форму только множественного числа:

3. Обсуждение теста.

Тема:  Сочинение (упр. 236).

Цель: развивать коммуникативно-речевые навыки
школьников, активизировать пассивный словарь.


Прослушайте стихотворение и скажите, как вы понимаете следующие строки:

Скажи,
какой ты след оставишь?

След,
чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед?

Или
незримый, прочный след

В
чужой душе на много лет?

(Учащиеся
приходят к выводу о том, что каждый человек должен сделать что-то значимое,
оставить после себя то, что будут помнить другие.)


След в душе человека могут оставлять не только люди, но и различные события,
которые происходят в его жизни. Особенно яркими являются события, случившиеся в
первый раз.

– Как
вы думаете, почему такие события кажутся особенными?


Какие эмоции переживает в этот момент человек?

2. Самостоятельная работа
(по упражнению 236).

Тема: Не с именами существительными.

сформировать умение определять, в каком слове НЕ
является приставкой, в каком – частью корня, а в каком пишется отдельно;
отрабатывать навык правильного написания частицы НЕ с именами существительными.

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с теоретическим материалом.

– Рассмотрите
предложения под звездочкой на с. 99.


Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что
нужно сделать, чтобы узнать это?


Среди данных слов выделите те, которые без НЕ не употребляются (хлопнуть
в ладоши): ненастье, несчастье, недоразумение, неправда, непогода, невежда,
недостаток, незабудка.

– В
каком предложении употреблена отрицательная частица НЕ?

– Как
различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?


Прочитайте правило различения НЕ как части корня, приставки и отрицательной
частицы. Сравните его с правилом «НЕ с глаголами». Составьте алгоритм.

3. Упражнения 237, 238.

4. Лингвистическая задача.

– Что
обозначают слова: слон, кактус, телефон?

– А
существуют ли предметы, которые можно было бы назвать неслон, некактус, нетелефон?
Сделайте вывод.

5. Упражнение 241.

6. Итог урока.

– Что
общего в правилах «НЕ с существительными» и «НЕ с глаголами»?

– Как
отличить НЕ-приставку от НЕ – части корня?

– Почему слова не дуб, не река,
не дом можно смело писать раздельно, не обращаясь к контексту?

упражнение 240; составить карточку на изучаемое
правило (5 предложений, «НЕ» заключить в скобки).

Тема: Не с именами существительными. Словарный
диктант.

Цель: сформировать умение определять, в каком слове
НЕ является приставкой, в каком – частью корня, а в каком пишется отдельно;
отрабатывать навык правильного написания частицы НЕ с именами существительными.

1. Работа с карточками.

Учащиеся обмениваются карточками,
подготовленными дома, раскрывают скобки. Взаимопроверка. Обсуждение.

2. На доске
запись.

– Проведите линии так,
чтобы первая часть пословицы нашла вторую.

– Выпишите сначала пословицы, в которых НЕ
с существительными пишется слитно. Определите, какой частью слова является
НЕ.

– Выпишите остальные пословицы. Что в них
противопоставляется?

4. Словарный диктант.

Неприятель оказал мне недоверие. Его
безволие меня удивило, но я уже принял решение о ненападении на недруга.
Дешифровка последнего донесения показала полное бессилие врага. Что ждало его?
Бездорожье, безводье, безденежье, в конечном итоге – гибель, то есть уход в
антимир.

из произведений художественной литературы выписать 3
предложения, в которых НЕ с существительными употребляется раздельно;
упражнение 243.

Тема: Буквы ч и щ в суффиксе -чик-
(-щик-).

1. Проверка
домашнего задания.

2. Работа с
таблицей.

– Заполните таблицу.
Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

3. Упражнения 247
– 248.

4. Письмо по
памяти.

Будет вечер – заговорщик и обманщик,

Темнота на мостовые упадет,

Но вглядись – и ты увидишь,

Как веселый барабанщик

С барабаном вдоль по улице идет.

Учитель читает текст. Задача учащихся –
записать слова с суффиксами -чик-, -щик-, обозначающие профессии
людей.

В старину изготовление книг
требовало большого труда многих людей. Один человек готовил тетради и
разлиновывал их, другой – переписчик – писал черный текст. Художник-рисовальщик
разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры.

Позднее, после появления книгопечатания,
над книгой стали работать наборщики, которые вручную составляли из свинцовых
литер строчки и страницы. Батырщик – помощник печатника – наносил на набор
краску. Листы, покрытые ровными строчками текста, развешивались на веревках для
просушки, совсем как выстиранное белье. А потом за работу принимались
переплетчики: они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили
переплетные крышки и одевали книгу. Часто переплеты были очень дорогими, имели
отделку из золота, серебра и драгоценных камней. Книга в старину представляла
большую ценность, и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы
никто не мог украсть.

Книжное дело было настоящим искусством. (По
Павлову.)

Тема:
Гласные в суффиксах -ек- и -ик- имен существительных.

Цель: сформировать
умение правильно выбирать суффикс существительных.

1.
Проверка домашнего задания

2. Определение темы и целей урока

– Послушайте
отрывок из сказки К. И. Чуковского и подумайте, какая ошибкоопасность кроется в
этих словах:

А
кузнечик, а кузнечик –

Ну
совсем, как человечек.


Запишите тему урока. Определите цель.

3. Работа с теоретическим материалом

– Как
вы понимаете значение слова беглый?


Найдите беглую гласную в словах: пень – пня, день – дня.

– В
русском языке две беглые гласные – О и Е. Остальные ведут себя
хорошо и никуда не убегают.

Им.
п. кузнечик                     человечек

Род.
п. кузнечика                  человечка

– В
каком из слов есть беглая гласная? Сформулируйте правило. Сравните его с
правилом в учебнике (с. 105). Составьте алгоритм.

4. Упражнения 251, 252.

5. Самостоятельная работа.


Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Вдруг она увидела стеклянный стол..к на трех ножках. На нем не было
ничего, кроме крошечного золотого ключ..ка. Алиса вставила ключ..к в замоч..к,
и, к величайшей ее радости, он вдруг подошел!

Потом
она увидела на столе крохотный пузыреч..к, к горлышку которого была привязана
бумажка, а на бумажке крупными буквами было написано: «Выпей меня!»

1)
Записать имена сказочных или литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы -ек-
или -ик-.

2) На форзаце учебника рассмотреть орфограмму № 18 и
составить карточку из 6 слов (на месте букв О и Е оставить пустое
место).

2. Закрепление знаний по теме «Буквы ч и щ в суффиксах
–чик-, -щик-»

А) Творческий диктант

Самолет вел опытный пилот. (летчик)

Играющий на ударном инструменте. (барабанщик)

Все подписавшиеся будут получать газету. (подписчики)

Инициатором драки был Вася. (зачинщик)

Смазывающий колеса закончил свою работу. (смазчик)

3. Закрепление новых знаний

Работа с  таблицей.

4. Самостоятельная работа с учебником

— Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы? Назовите
их. Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы в художественном
тексте (в жизни)?

Стол – столик, заяц – зайчик, человек – человечек,
стол – столик, самовар – самоварчик, чайник – чайничек, чашки – чашечки, ваза –
вазочка.

5.     Итог урока

6.     Домашнее задание: комплексный анализ текста, составить карточку для
соседа по парте.

Тема:
Гласные о и е после шипящих в суффиксах имен существительных

сформировать
умение определять значение суффиксов имен существительных (увеличительное,
пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное).

Учащиеся
меняются карточками, подготовленными дома, и вставляют пропущенные буквы.
Взаимопроверка.


Рассмотрите правило на с. 106 учебника.


Сравните правила написания О и Е после шипящих и Ц в
суффиксах и окончаниях существительных.

3. Упражнения 253, 255.

1)
Упражнение 256 (устно).

2)
Индивидуальная работа по карточкам.


Переписать, вставляя пропущенные буквы.

К а р т о ч к а  1.

К а р т о ч к а  2.

Слезы
виснут на носу.

К а р т о ч к а  3.

Мыш..нок глядел на меня независимо

Глазами из самого черного бисера.

Вожака с медведем.

К а р т о ч к а  4.

Когда двенадцать песенок

Пропел в траве сверч..к,

Забросил месяц в озеро

5. Свободный
диктант (упражнение 258).

упражнение 254; подготовить ответы на контрольные вопросы и задания (с.
           108).

Образовательная: повторить написание букв о и е после шипящих в корне слова,
повторить написание букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
существительных, совместно с учащимися открыть правило написания букв о и е
после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных;

презентация,
компьютер, экран, проектор.

I. Орг. момент.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие.

Нам предстоит побывать в стороне Орфографической, в
городе Прилагательном, на улице Шипящей, в доме у Суффиксов и Окончаний. Дорога
предстоит нам дальняя, нам надо будет пройти через мост Суффиксов, вход на
который охраняют Суффиксы прилагательных. Нам встретится гора Корень, у
подножия которой живут звуки, шипящие на путников, и, только покорив эту
вершину, мы сможем продолжить путь. Нам надо будет переплыть реку
Существительных, которые также не пропускают путешественников, не загадав им
трудных загадок. Но встретятся нам и добрые помощники — Проверочные слова и
Ударения, и если мы сумеем их воспользоваться их помощью, наш путь будет легким
и быстрым.

Собираясь в поход, положим в рюкзак все самое
необходимое. В пути нам понадобятся знания состава слова, умения выделять
морфемы, ставить ударения и подбирать проверочные слова.

В каждой группе нам надо выбрать капитана, который
будет вести дневник путешествия.

II. Рюкзак знаний.

Итак, все готово к началу большого пути. Проведем
разминку и проверим наши рюкзаки.

Проверка знаний состава слова.

Каждая группа должна дать определение одной морфемы.

Корень Приставка Суффикс Окончание

Разобрать слова по составу.

Вытяжка, старушка, лесной, мягко, чистота, съездить,
наводнение, предгорье, приболеть, речушка.

III. Мост Суффиксов.

Начинаем наш путь. Первое препятствие на нашем пути —
мост Суффиксов. На мосту пробка — собралось много Суффиксов, все перепуталось,
все спешат к своим прилагательным. Помогите им занять свои места в словах.
Только так мы сможем продолжить путь.

Задание: исправить ошибки в написании суффиксов
прилагательных. Запишите исправленный вариант, графически объясните написание
суффиксов.

Кузнецский, матроский, француский, солдацкий,
близский, бурлакский, гиганцкий, рыбацский, вязский, ткацский, утрений,
свинной, юнный, ветренный, стекляный, землянной, соный, кожанный, утинный,
румянный.

Кузнецкий, матросский, французский, солдатский,
близкий, бурлацкий, гигантский, рыбацкий, вязкий, ткацкий, утренний, свиной,
юный, ветреный, стеклянный, земляной, сонный, кожаный, утиный, румяный.

Взаимопроверка. Капитаны отмечают в дневнике
путешественника успехи каждого члена команды.

IV. Гора Корень и Шипящие.

Мы успешно преодолели мост и приближаемся к горе
Корня. У подножия горы, как вы помните, живут звуки, шипящие на всех прохожих.
Но если мы каждому шипящему приставим «свой» гласный, они позволят нам перейти
через гору.

Помните, что у нас есть помощник — Умение подбирать
проверочные слова. Позовите его при затруднении.

Задание: вставить пропущенные буквы, где возможно
записать проверочные слова.

Проверь себя. Капитаны отмечают в дневнике
путешественника успехи каждого члена команды.

Щёлкать — щелчок, шов, шёлк — шелка, изжога, дешёвый —
дешеветь, шорох, жёлудь — желудёвый, капюшон, щёголь — щеголять, жёлтый —
желтеть, трещотка, трущоба.

V. Река Существительных

Мы успешно справились с препятствием. Продолжаем путь.
Очередное испытание встает на нашем пути — река Существительных. Её, конечно,
можно было просто переплыть. Но, чтобы не обидеть духа этой реки —
Существительное, мы согласимся на его условия, выполним задание, и он (Дух
Существительного) перевезет нас через свою речку.

Существительное: «У меня много различных суффиксов и
окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но как только речь заходит о
шипящих, тут же два гласных суффиксов о и е начинают спор. Никак не хотят
уступать друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней мере,
чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и
помирите моих подданных. Расставьте им гласные в суффиксы и окончания».

Помощник — ударение. Под ударением будем писать о, без
ударения — е.

Задание — вставить пропущенные буквы, записать слова в
таблицу.

Боч..к, врач..м, бараш..к, товарищ..м, снеж..к,
деревц..м, барсуч..нок, певц..м, веноч..к, луч..м, башмач..к, зеркальц..м,
височ..к, меч..м, бельч..нок, чаш..й, береж..к, багаж..м, песоч..к, внуч..к,
списоч..к, платочек, пастуш..к.

Бочок, врачом, барашек, товарищем, снежок, деревцем,
барсучонок, певцом, веночек, лучом, башмачок, зеркальцем, височек, мечом,
бельчонок, чашей, бережок, багажом, песочек, внучок, списочек, платочек,
пастушок.

VI. Дом Суффиксов и Окончаний.

Ребята, мы почти у цели. Вот улица шипящих, вот дом, в
котором живут суффиксы и окончания прилагательных. Но почему же так тихо в
доме? Где все его жители.

Да, вот один Суффикс. Попробуем у него выяснить, что
же случилось в этом доме.

Рассказ Суффикса прилагательного: «Мы жили мирно и
счастливо. Наш хозяин жил в доме Морфология, ездил на работу в соседний город
Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Я, правда, забыл, на каких именно.
(Помогите). (В предложение прилагательное выполняет роль определения и
сказуемого). Но потом он подружился с этим ужасным Существительным. Сначала он
стал во всем ему подражать. И число, и род, и даже падеж, все как у существительного.
Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и
писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и окончания существительных.
Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил.
Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите
же, наконец, как с этими шипящими справились суффиксы существительных. Мы тоже
хотим работать в своей части речи, приносить ему пользу.

Ребята, поможем суффиксам и окончаниям прилагательных,
стоящим после шипящих. Мы ведь уже встречались с такими же морфемами у
существительных. Кто помог существительному навести порядок среди суффиксов и
окончаний?

Расставьте буквы е и о по своим местам. Помните об
ударении.

Холщ..вый, больш..го, парч..вый, чуж..го, глянц..вый,
беж..вый, хорош..го, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой,
куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый,
лежач..го, сторож..вой,

Проверь себя. Взаимопроверка. Капитаны отмечают в
дневнике путешественника успехи каждого члена команды.

Холщовый, большого, парчовый, чужого, глянцевый,
бежевый, хорошего, пунцовый, алычовый, пригожего, на свежем, ножевой, кучевые,
в дремучем, оранжевый, кольцевая, камышовый, колючего, ершовый, лежачего,
сторожевой,

VII. Творческая работа .

Мы справились с заданием. Все жители города
Прилагательное вышли на улицы и устроили для нас грандиозный праздник. Они
читали стихи, пели песни, показывали фокусы. Давайте и мы примем участие в их
празднике.

Напишите творческую работу для праздника в городе
Прилагательном. В работе обязательно используйте слова с суффиксами, которые мы
встретили во время путешествия. Не забудьте о шипящих, их нужно задобрить,
чтобы они больше не доставляли неприятностей нашим суффиксам и окончаниям.

VIII. Итоги урока.

Мы вернулись домой, наш рюкзак стал тяжелее. Почему?
Там появились новые знания. Какие? От чего зависит написание гласных после
шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?

Какая команда прошла весь путь без потерь? Выставление
оценок по листу путешественника.

IX. Домашнее задание.

1. Составить связный рассказ о правописании гласных
после шипящих, записать план и примеры.

Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Цель: отработка орфографических и пунктуационных
навыков, закрепление знаний об имени существительном.

Повторение
проводится поэтапно. Листы с упражнениями у каждого ученика. Перед выполнением
задания учащиеся обсуждают его, а затем самостоятельно выполняют. Такая работа
проводится с каждым упражнением.

1.
Что называется существительным? Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му
склонению? Приведите примеры. Обозначьте склонения существительных.

Осень, рассвет, озеро, туман, дымка, тишина, утро, тень,
ночь, глубина, место, день.

2.
Как определить, какую гласную (Е или И) следует писать в
окончании имени существительного? В каком склонении и в каких падежах у
существительных ед. ч. пишутся в окончании буквы И и Е? Вставьте
пропущенные буквы.

Зима. Снег л..жит на каждой тропинк..  и каждой алле.. . На
з..леной елк.. и пихт.. хвоя покрылась ине..м. Спит в б..рлог.. в своей
постел.. косолапый медведь. Белка скач..т с ветк.. на ветку.

3.
Что значит разобрать существительное морфологически? Сделайте морфологический
разбор указанных существительных.

Чуть слышится ручей,
бегущий в сень дубравы, чуть дышит ветерок, уснувший на листах, и тихая луна, как лебедь величавый, плывет в сребристых
облаках.

4.
Расскажите о правописании НЕ с существительными. Запишите под диктовку.

Каждая неудача прибавляет ума. Не силой борются, а умением.
Неправдой не проживешь. Не бросай друга в несчастье.

5.
Как различить на письме суффиксы -ек- и -ик-?

Вставьте
пропущенные буквы и знаки препинания.

Раза два принимался дожд..к но в лесу его просто не
замеча..шь. Вот у старой елк.. высунулся белый грибоч..к на шляпк.. зернами
красовались капли росы.

6. Расскажите о правописании
гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах
существительных. Запишите по 5 примеров на каждый случай, выделяя суффиксы.

комплексный анализ текста.

Тема: Повторение изученного по теме «Имя
существительное».

Цель: закрепить все изученное по теме «Имя существительное»,
подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать
мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения,
анализировать ответы товарищей; воспитывать любовь и бережное отношение
к русскому языку.

Тестирование
по теме «Склонение».

1. К несклоняемым относится имя
существительное:

Несклоняемым
является имя существительное:

Именем
существительными среднего рода является слово:

Именем
существительным мужского рода является слово:

К разносклоняемым
относится группа существительных:

К третьему
склонению относится имя существительное:

Именем
существительным общего рода является слово:

Ключ к тесту по теме «Склонение имён  существительных»:1. 3), 2. 1), 3.
2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).

2. Словарная работа.

Какое значение имеет слово
академия?

Диктант «Угадай словечко!».
(Учитель читает толкование, дети записывают само слово. Слова берутся из слов с
непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось по теме «Имя
существительное».)

Лицо, уполномоченное учреждением,
предприятием для выполнения служебных, деловых поручений.

Стальной каркас железобетонных
конструкций.

Строительный материал из вяжущих
смесей с водой и заполнителями, твердеющий после укладки.

Основной род занятий, трудовой
деятельности.

Возвышение для оратора.

Многоместная электрическая
транспортная машина, идущая по безрельсовым путям.

Тонкие листы древесины для
облицовки столярных изделий.

Ключ
к диктанту «Угадай словечко».

Агент, 2) арматура,
3) бетон, 4) профессия, 5) трибуна,

6)
троллейбус, 7) фанера.
(Слова читаются хором )

Как расположены эти слова?

В алфавитном порядке.

Где мы никак не обойдемся без
алфавита?

Загляните дома в словари,
некоторые из этих слов многозначные.

Составьте предложения, чтобы эти
имена существительные были разными членами предложения (задание дается по
рядам; первый ряд – подлежащее, второй – дополнение, третий – обстоятельство,
все – сказуемое,  можно работать в парах.)

3.
Повторение способов образования слов.

А какими способами образуются
русские слова?

Приставочный,
суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход
слова одной части речи в другую.

1. Разберите по составу слова: невежа, неточность,
смазчик, стаканчик, зайчонок, подоконник, орешек.

2. Сделайте словообразовательный разбор этих же слов.

4.
Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту, используя тетрадь
и учебник.

Тема: Контрольный диктант №4 по теме «Имя
существительное».

Цель: проверить степень освоенности изученного
материала, проконтролировать и оценить знания учащихся.

Лучик солнца блеснул
из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых
яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на
придорожной траве.
      Разгорелось солнце, и словно пламенем
вспыхнули густые ветки деревьев.
      Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе
притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на
улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они
делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
      Все больше оживляются ульи, и вот уже
кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги
растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы
липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти
килограммов меда. (119 слов)

(На
основе книги Д. Зуева «Времена года»)

Хороши снежные зимы в
России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы,
скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю
снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
      Наполняется жизнью зимний лес. Вот
простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной
барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка
веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они
вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок
перепрыгивает шустрый бельчонок.
      Вот прилетела большая сова и подала голос.
Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и
скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)

Тема: Работа над ошибками,
допущенными в диктанте.

устранить пробелы, полученные в контрольном диктанте.

1. Комментирование оценок
за диктант.

2. Работа над ошибками.

3. Работа с комплексным
анализом текста.

Синтаксический разбор Мастерство
требует упорного труда. Работа с классом

поставьте ударение: бармен,
вахтер, агент

запишите слово, в котором
слышится  мягкий звук з: сжать, резьба, резкий;

подберите синонимы к словам:
невежа- грубиян, невежда- неуч (Паронимы)

А теперь повторим правописание некоторых орфограмм ( ¬пре/при; корни лаг /лож;
не с существительными; и/ы после приставок на согласную)

2)
положить, прилагательное, изложение;

3)неправда,
неряха, не горе, а счастье;

2. Работа по теме урока.

А теперь вместе со мной составим таблицу.

Слова исключения:
Брильянтщик, асфальтщик

Зося ждет- чик

А теперь мы приступаем к  к
отработке правописания суффиксов чик/щик.

1 вариант. 
Распределите слова в 2 столбика: в один  с суффиксом  чик, в другой суффиксом
щик

2 вариант.
Распределите слова в 2 столбика (суф. Чик и  суф. Щик), определите слово, от
которого  образовалось данное слово:

Переплетчик, докладчик,
гардеробщик, сварщик, переписчик, буфетчик, экскаваторщик, стекольщик,
барабанщик, каменщик, приемщик, автоматчик, фонарщик, точильщик.

переписчик- перепись                      экскаваторщик-экскаватор

автоматчик- автомат                           
Стекольщик –стекло

Фонарщик- фонарь                               Точильщик-
точило

Игра « Замени синонимом»

1)Рабочий на погрузке или выгрузке( грузчик)

2)типографский рабочий, делающий переплеты у книг.(
переплетчик»)

3) шахтер, работающий в забое.( забойщик)

4) музыкальные инструменты настраивает.(настройщик)

5)специалист по переводам с одного языка на другой(
переводчик)

6)солдат, имеющий на вооружении пулемет (пулеметчик)

7) железнодорожник, сцепляющий вагоны ( сцепщик)

8) человек, управляющий самолетом.(летчик)

А из каких языков приходили слова?

Если проследить историю развития языка, станет ясно, что каждый из её периодов сопровождался взаимодействием с языками других стран и народов. Выделяют 7 таких «волн»:

Историю заимствований легко проследить по перечню распространённых в России имён. К славянским будут относиться имена Людмила, Светлана, Святослав, Любовь, Владимир, Ростислав, Ярослав. К скандинавским — Вадим, Олег, Ольга, Игорь. Среди популярных имён Ветхого и Нового Завета окажутся онимы древнееврейского (Иван, Илья, Даниил, Анна, Мария) и греческого (Екатерина, Елена, Алексей, Александр, Георгий) происхождения. Большое количество имён пришло к нам из латинского языка: Марина, Наталия, Сергей, Максим, Роман. Часть имён имеет древнегерманские (Альберт, Алина, Германн) и тюркские (Тимур, Руслан) корни.